Зачем предпринимателю заниматься благотворительностью?

Благотворительность – бескорыстное оказание помощи попавшим в трудные жизненные ситуации людям или пожертвования, дела для общественного блага, не предусматривающие получение выгоды. Так мы понимаем благотворительность. Верно понимаем. Также мы понимаем и то, что движет благотворителями. Как правило, — это личные качества, фундаментом которых может быть религия, чувство справедливости, чувство ответственности, просто доброе сердце, соответствующие воспитание, иные мотивы, но только не связанные с извлечением прибыли.

Следует обратить внимание на тот факт, что в России в последнее время замечен рост коммерческих организаций, которые занимаются благотворительностью. Это положительный показатель, поскольку государство не справляется с социальными функциями в полной мере, и предприниматели берут на себя функции, без которых некоторым людям просто не выжить. Ведь вместе с ростом благотворительности есть и другая сторона медали, о которой говорят социологи — наблюдается увеличение количества людей, попавших в сложные жизненные ситуации.

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации существовали во все времена. Причин появления такой категории граждан множество, а вот решение этой проблемы одно – помощь. Эти люди нуждаются, как в услугах, так и в материальном обеспечении. Трудная жизненная ситуация недавно была даже определена законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в редакции 2013 года. Это некие обстоятельства, которые могут сильно изменить нормальную жизнь человека и сделать ее невыносимо сложной, представляющей опасность для самого существования человека. Тем самым, обозначена актуальность проблемы.

Более того, если посмотреть глубже, то проблема семей попавших в сложные ситуации, связана с состоянием здоровья всего населения России. Именно это вызывает обоснованное беспокойство социологов, которые говорят о критическом состоянии здоровья нации, что в целом опасно для перспективы развития этноса. Есть и момент положительный — за последние 20 лет была замечена тенденция снижения рождаемости на фоне увеличения смертности, теперь же кривые графика рождаемости и смертности имеют одинаковые траектории. И в этом, безусловно, есть заслуга людей, занимающихся благотворительностью.

То есть, выполняя системно малые задачи на своем отдельном участке «фронта», благотворитель в итоге участвует в глобальном проекте сохранения нации. Но может ли это быть аргументом убеждения бизнесменов с целью подвигнуть их на благотворительность? И существуют ли вообще такие аргументы? Как объяснить коммерсанту: зачем ему заниматься благотворительностью? Тем не менее, в действительности для бизнесмена благотворительная деятельность может принести, кроме морального удовлетворения, также и материальную выгоду.

Уже на заре развития капитализма его идеолог Адам Смит ставил вопрос о морально-этической стороне предпринимательства. То есть, уже тогда существовало понятие социально ответственного бизнеса, а также стратегической благотворительности. Возможно, российский дикий капитализм стал более грамотным, и, наконец, прочел Смита, поняв, что бизнес и благотворительность — вещи вполне совместные? А ведь об этом говорил не только Смит. О благотворительности как об обязательном элементе бизнеса в 1899 году писал в своей капиталистической доктрине благотворительности под названием «Евангелие богатства» магнат — сталелитейщик Карнеги. Проще — он призывал не жмотиться и делиться с уверенностью в том, что воздастся за дела твои благие, причем не на небесах, а на грешной Земле.

Взглянем в целом на то, как изменился подход к ведению бизнесах со времен Адама Смита. Сначала эффективность бизнеса оценивалась по тому, насколько он оправдывает ожидания исключительно его владельца. Позже в список заинтересованных в успехе чужого бизнеса лиц были включены и клиенты. Затем список пополнился сотрудниками, инвесторами, и, наконец, населением в целом, всем социумом. И вот теперь успешной стратегией предприятия можно назвать ту, которая удовлетворяет наибольшее количество категорий людей, и даже тех, что не являются прямыми покупателями продукта или услуг данного предприятия. Речь в целом идет об авторитете предприятия. Или об имидже. Чем выше авторитет – тем меньше проблем, — это аксиома. То есть, здесь присутствует прямая логика: затраты на положительный имидж окупаются, имидж благотворителя – отличный двигатель бизнеса. На компанию с положительным брендом благотворителя, безусловно, обратит внимание не только покупатель, но и потенциальный работник, понимая, что условия труда у благотворителя будут человеческими. Доверять такой компании будут больше, чем другим, банки и партнеры, а также государственные органы.

Мы не случайно вспомнили об отношении наемного работника к работодателю. Мы отметили, что потенциальный сотрудник с большей охотой отдаст предпочтение компании с человеческим лицом. Но здесь есть еще несколько положительных моментов для бизнесмена. Во-первых, лояльность такого сотрудника. Во-вторых, этот сотрудник сам будет с охотой принимать участие в благотворительных акциях.

Стоит также отметить, еще один положительный момент для руководителя, владельца предприятия. Ни для кого не секрет, что сейчас стратегия ведения бизнеса внутри предприятия строится по принципу – мы одна команда. Для поддержания командного духа устраиваются корпоративные вечеринки, совместные турпоездки, походы в культурно-массовые, спортивные заведения – боулинг, каток, фитнес-зал и прочее. Этот элемент стал неотъемлемой частью бизнес-стратегии практически всех предприятий. В связи с этим возникает вопрос — что может быть лучше для сплочения коллектива, чем общее полезное, благородное дело, где каждый его участник имеет возможность почувствовать себя полезным обществу, дарителем, человеком, несущим добро, и, без преувеличения, спасителем? В существе человеческом заложена тяга к совершению бескорыстных, благородных поступков, но, к сожалению, не у всех есть возможность для реализации этой потребности, и даже можно сказать — инстинкта. Инстинкта добра.

Есть такая истина – дарить подарки приятнее, чем их получать. Согласитесь, каждый ведь проверял эту истину на себе? Но не у каждого есть возможность дарить – это факт. Предприниматель, грамотный руководитель, который сориентирует коллектив на благотворительность, сделав из него эдакую гайдаровскую «команду Тимура», даст возможность сотрудникам реализовать чувство стремления делать добро. В свою очередь, руководитель получит дисциплинированный, ответственный коллектив – действительно команду, создание которой сегодня является непременным условием для ведения успешного дела.


Добавить комментарий