Испортить хорошее дело или Благотворительность как бизнес

Когда нам вручат от «чистого сердца» пакет гречки перед очередными выборами, мы не сомневаемся в истинных целях такой разовой «щедрости». Поэтому, когда сталкиваемся с системным явлением благотворительности, то тоже задумываемся об искренности «руки дающей». Однако выяснить цели системных благотворителей и даже предположить их, порой затруднительно. Нуждающиеся в помощи люди, не истуканы. Они, безусловно, задают себе вопрос – а не использует ли кто-то мою нужду, болезнь, невзгоды в своих корыстных целях? Ведь это неприятно. Несмотря на острую необходимость в помощи, не хочется быть винтиком в механизме чьих-то далеко идущих планов, финалом которых всегда является обогащение. Когда цель будет достигнута, вытрут ноги и забудут, а лицемерие и подлость тоже убивают не хуже ножа или болезни. Давайте попробуем разобраться, как системную благотворительность можно использовать в корыстных целях.

Начнем с того, что человек, желающий получить место в республиканском парламенте, городской думе или поселковом совете, конечно, не будет раздавать подарки потенциальным избирателям по графику в течение нескольких лет. Долгосрочной программой для привлечения единомышленников с целью победы на выборах является деятельность всех без исключения политических партий. Но они раздают обещания, а не гречку. Гречка – краткосрочный финальный аккорд. А за системной многолетней благотворительностью, как правило, может скрываться обычный бизнес: как парикмахерская, магазин или автосервис. В Интернете можно свободно найти «бизнес-планы» по организации благотворительного предприятия. Их называют «благотворительные фонды». Здесь стоит отметить, что фонд фонду рознь, ведь не все они создаются с целью заработать. Но вот те многочисленные, что заточены на заработок, как правило, нивелируют деятельность малочисленных – настоящих, созданных от чистого сердца и желания бескорыстной поддержки.

Есть интернет-форумы, где предприимчивые люди, не стесняясь, советуются друг с другом на тему «как лучше заработать на чужом несчастье». Конечно, не в прямом смысле они хотят найти одинокого инвалида и облапошить его – вовсе нет. Люди хотя создать организацию, которая будет различными способами собирать с обывателей средства, а потом эти средства распределять, естественно, оставляя себе долю за работу. Работать ради прибыли, словом. Размер своего «заработка» при этом остается на усмотрении и совести организаторов такого бизнес-проекта – ведь это не коммерческая организация с налоговой и другими формами отчетности.

Есть более хитроумные планы. В качестве примера приведем цитату с одного такого форума. Дама выносит на публичное обсуждение свою задумку:

«Хочу создать бизнес, поставленный на благотворительности. Как это работает, спросите? Все очень просто. Собираюсь продавать определенную нишу товаров, где 25% моего дохода будет уходить в благотворительные фонды, чтобы люди видели, что покупая товары у меня, этим самым они помогают другим людям. Думаю, меня никто не осудит, что зарабатывая на продаже своих товаров, я помогаю больным детям или детским домам. В счет такой деятельности я привлеку массы, работая со мной, люди будут помогать, но при этом зарабатывать сами, а это рабочие места. Не знаю, я не юрист и не экономист и не социальный работник, но мысль не оставляет меня «Зарабатывай, но помогай другим». Как меня примет общественность? Как привлечь доверие?».

Ей отвечают:

«Лично я не знаю капиталистов, которые бы отдавали более 10% своего дохода. Удачи, автор», — говорит один. «Вы создайте хотя бы прибыльный бизнес для начала» — советует второй. И так далее и тому подобное…

В целом, бизнесмены от благотворительности не видят ничего плохого в такого рода предпринимательской деятельности. Ведь мы живем в капиталистическом мире, где все продается и покупается. Фармацевтические компании ведь тоже наживаются на болезнях. Это они так себя подзадоривают и оправдывают. Но здесь, есть одно большое «но». Это «но» в ответе, приведенном выше – «Вы создайте хотя бы прибыльный бизнес для начала». То есть, если ты задумываешь изначально бизнес, который будет, так или иначе, развиваться, опираясь на благотворительность, то вызывает сомнение искренность самой благотворительности. «Благотворительный Фонд Константина Хабенского» актер Хабенский не задумывал, поступая в театральный институт, и объясняя на вступительных экзаменах, что он будет Фонд использовать как подспорье в продвижении актерской карьеры или наоборот.

Многие махнут рукой и скажут – «Перестаньте, какая разница. Ну, пусть зарабатывают, главное чтобы людям, которым нужна помощь, она доходила». В том-то и дело, что может доходить, а может и не доходить. Мало того, вот такие «бизнес-проекты» «благотворительные» наносят существенный вред деятельности настоящих благотворительных организаций, дискредитируя движение в целом своей деятельностью. Это как, например, существует мафия профессиональных нищих, ведь не секрет. Люди, зная о таком явлении, часто проходят мимо, отворачивая голову, от человека, которого действительно острая нужда заставила выйти на улицу и протянуть руку. Да и в целом благотворительность как бизнес – звучит нелепо и цинично.

Доверять или нет «руке дающей», а также участвовать или нет в ее деятельности, можно, пожалуй, решить, в такой вот ситуации с расплодившимися фондами, опираясь на авторитет людей, стоящих за фондом. Думаю, ни у кого не вызовет подозрения тот же Фонд Константина Хабенского. А вот фонд «Васи Пупкина», создатель которого вчера еще занимал трояк на пиво до получки, а сегодня, развернув «благотворительность» и уже разъезжает на новом «Мерседесе», наверняка должен вызвать вопросы.


Добавить комментарий